Previous Entry Share
ЗАЛОЖНИКИ КОНСТИТУЦИИ
moshkins

Вот уже который год 12 декабря – День Конституции России – помечен в нашем календаре не как государственный праздник с дополнительным выходным днем, а как заурядная памятная дата, коих в российском синопсисе десятки. Быть может, поэтому, сегодня в России с легкостью принимаются законы, если не по букве, то по своему духу противоречащие Основному закону страны. Да что там законы, явное небрежение конституцией позволило «управляемому большинству» госдепов с легкостью изменить сам Основной закон и без видимых на то причин увеличить срок президентских полномочий, а заодно и своих.

Как известно, нынешняя Конституция РФ писалась под влиянием конкретной политической ситуации – затяжного конфликта Б. Ельцина со Съездом народных депутатов. Недаром ее чаще называют «ельцинской». Установленная конституцией система власти была в тот момент не столько выражением социальных требований гражданского общества, сколько шагом к усилению политического ресурса одного единственного «политического тяжеловеса».

От конституции, которую Б. Ельцин сконструировал для себя, все ожидали сильной президентской власти, но реальность превзошла все ожидания. Напомню, российский президент:

·              глава государства;

·              гарант конституции, прав и свобод граждан;

·              обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти;

·              определяет основные направления внутренней и внешней политики;

·              представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;

·              назначает с согласия Думы главу правительства, председателя Центрального банка и увольняет их;

·              назначает вице-премьеров и министров;

·              может председательствовать на заседаниях правительства;

·              увольняет правительство;

·              представляет к назначению в Совет Федерации кандидатуры судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Генерального прокурора;

·              назначает судей других федеральных судов;

·              формирует и возглавляет Совет безопасности;

·              формирует Администрацию Президента;

·              назначает и освобождает от должности полномочных представителей президента;

·              назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил;

·              назначает и освобождает от должности послов;

·              назначает выборы в Государственную Думу;

·              распускает Госдуму в случаях, установленных Конституцией;

·              назначает общенациональные референдумы;

·              вносит законопроекты в Государственную Думу;

·              издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории РФ;

·              подписывает и обнародует федеральные законы;

·              использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными и региональными органами власти;

·              приостанавливает действие решений органов исполнительной власти регионов, если они противоречат Конституции;

·              осуществляет руководство внешней политикой;

·              ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

·              подписывает ратификационные грамоты;

·              принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;

·              утверждает военную доктрину РФ, является Верховным главнокомандующим;

·              вводит военное и чрезвычайное положение;

·              решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища;

·              награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие воинские и специальные звания;

·              осуществляет помилование;

·              обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

И это еще не полный список.

По логике демократического устройства власти, гигантские полномочия президента должны были бы компенсироваться встроенностью этого поста в систему разделения властей, сильных и самостоятельных. В нашем Основном законе принцип разделения властей содержится. Но система сдержек и противовесов явно слаба. Ветвей власти три – исполнительная, законодательная и судебная. А где же наш президент? Президент – вне системы разделения властей. При этом он обладает и исполнительными правами, поскольку формирует правительство и фактически руководит им. И законодательными, поскольку издает указы. И судебными, поскольку может осуществлять помилование осужденных судом преступников. Но самое важное то, что глава государства, в руках которого огромные полномочия, не подотчетен ни одному общественному институту! Единственный способ проверить его легитимность – периодические выборы. При этом Ельцин отмерил для себя такую процедуру один раз в четыре года, его же преемники сделали ее еще более редкой – один раз в шесть лет. Однако понятно, что даже в этом случае, имея в руках колоссальную власть и ресурсы, глава государства всегда сможет заранее подстраховаться от возможных конкурентов. Поэтому и модель выстроенной у нас демократии отчасти плебисцитарная, когда президентские выборы являются, по сути, не актом выбора, а, скорее, вотумом доверия.

По объему своих полномочий и признаку невключенности в систему разделения властей российский президент приближается скорее к монархам. А система власти, прописанная в Конституции РФ 1993 г., напоминает ту, что была предусмотрена «псевдоконституцией» 1906 г.: в обоих случаях институт монарха (президента) вынесен за рамки разделения властей. И хотя в ныне действующей конституции отсутствует принцип престолонаследия, в реальности соответствующий механизм передачи власти наследнику не только сохранился, но и фактически состоялся.

При этом реальный статус исполнительной власти, согласно хорошо известным положениям нынешней российской конституции и обусловленной ими конструкции власти, делает права и возможности представительной власти политически ничтожными. В то же время исполнительная власть как политический институт, находящийся под патронажем президента, практически неуязвима. Тем самым создаются фактические возможности для непрерывного усиления политического влияния как президента, так и институтов исполнительной власти.

Такая конституционная конструкция укрепила режим личной власти, но неизбежно привела президента к ограничению политических контактов с Думой и гражданским обществом как таковым.  Это, в свою очередь,  заставило законодательные структуры по ходу дела приспосабливаться к взаимодействию с президентскими структурами и правительством, менять механизмы согласования интересов, корректировать свои позиции, торговаться. В результате законодательные органы стали постепенно утрачивать свою оппозиционность, а, следовательно, и политические позиции в целом.

В итоге режим президентской власти окреп и сохраняет свою стабильность, несмотря на низкий уровень жизни основной части населения, высокий потенциал протеста, международные вызовы. При этом формально закрепленная конституцией система президентской власти сохраняет в себе возможность перманентного превращения в суперпрезидентскую республику с серьезным потенциалом авторитарных форм политического регулирования.

К счастью, за истекшие неполные двадцать лет с принятия действующей конституции никто из президентов не выказывал откровенно диктаторских замашек. Но случись они, ничто в нынешнем Основном Законе не помешает установить всевластие и диктатуру. 

Характер нынешней российской конституции в концентрированной форме подтвердил сохранение главных механизмов властного регулирования – «выборной ненаследуемой монархии», которые, помимо прочего (из-за усложненной процедуры импичмента) сделали крайне проблематичной ответственность правителя перед людьми. Гражданское же общество в этой ситуации остается заложником конституционных норм, способствующих концентрации власти в руках «президентской вертикали».  

Таким образом, политический конфликт «эпохи Ельцина» наложил неизгладимый отпечаток на ныне действующую конституцию и сформировал ассиметричный политический дизайн с неоправданным всесилием президентской власти при очевидной слабости и невнятности иных политических институтов и структур. И это уже отразилось и еще не раз отразится на российском политическом процессе.


  • 1
Председатель ТОС "Городские Горки" Михаил Борисович Касимов
Клуб городских перспектив
17 февраля 2011 года, Пермь


  • 1
?

Log in

No account? Create an account